Пт
03.05.2024
19:41
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Ротвейлер - любительский форум
Главная Регистрация Вход
"Кликер-дрессировка для обидиенс" Морган Спектор - Ротвейлер - Любительский Форум »
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Jastin  
Ротвейлер - Любительский Форум » Дрессировка » Отработка команд » "Кликер-дрессировка для обидиенс" Морган Спектор
"Кликер-дрессировка для обидиенс" Морган Спектор
АрияДата: Чт, 19.02.2009, 19:54 | Сообщение # 1
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 236
Репутация: 5
Статус: не на сайте
Взято тут biggrin
Глава 1. Предисловие.
Взаимоотношения - или Откуда это все идет и Куда может вас завести. Хотите ли вы всего лишь отучить собаку сбивать с ног гостей или выиграть чемпионат по обидиенс, оперантное научение может дать вам более приятный, продуктивный и полезный опыт дрессировки. Я надеюсь, эта книга предложит некоторую ценную информацию "как сделать". Я надеюсь также, что эта книга содержит понятное объяснение того, как работает оперантный метод обучения. Я пришел к оперантному обучению не из-за научного прошлого, а от личного опыта. Я держу шелти. Моего самого первого шелти я обучал по знаменитой методе "дергать и хвалить". Однажды моя жена случайно взглянула на Вуди и спросила: "Что у него с шерстью на шее?" (сейчас, когда мы уже знатоки, мы называем это "воротник", но это сейчас, а то было тогда). Я посмотрел и увидел, что вся правая сторона "воротника" была как будто выбрита. Я случайно выбрил его как новобранца удавкой.
Так начался мой путь. Понемногу, шаг за шагом, я нащупывал путь по смягчению своих методов. Я научился правильно "привязывать" собаку к ноге на движении "Рядом" и лучше использовать строгий ошейник - мягче, более внимательно к собаке. Потом Вуди заболел. Он умирал от воспаления кишечника.
Мы сделали для него все, что могли, в течение последующих 16 месяцев, и наконец усыпили за две недели до его пятого дня рождения. Однажды вечером в среду я взял его в парк, установил барьеры в половину от стандартных для его роста, и пробежался. Черт побери, если он не работал так, как всегда: точно и с желанием. В четверг утром я держал его за лапу, как всегда во время процедур. Ветеринар ввел иглу, и Вуди заснул у меня на руках. С этим всем я сделал еще один большой шаг. Я понял, какое сердце может иметь собака. Я понял, как сильно они хотят отдавать. И я начал искать путь дрессировки, который бы был созвучен, а не противоречил, этим качествам.
В марте 1993 года, когда Вуди был близок к смерти, я серьезно подумывал бросить обидиенс. Моя вторая собака, Сэм, был (рискую быть обвиненным в очеловечивании) в депрессии, которая началась с болезнью Вуди. Я был близок к тому, чтобы бросить занятия с Сэмом. Не потому, что он был стар, а потому, что он не хотел ни заниматься, ни выставляться. Я собирался взять другого щенка, но не хотел повторять те же ошибки, что с Сэмом и Вуди, так что не знал, куда двигаться и что делать. Я был в тупике. Поскольку терять было нечего, я оказался на семинаре, проводимом Карен Прайор и Гари Уилксом в Калифорнии. В эти два дня все кусочки мозаики встали на место. Это был опыт полной перестройки. Семинар был посвящен оперантному обучению. Говоря попросту, оперантное обучение - искусство и техника развития ("отбора") поведения. Акцент делается на отбор поведения, которое вам нужно, с помощью положительного подкрепления, а не подавление ненужного поведения через отрицательное подкрепление или наказание.
Я вышел с семинара, зная две вещи:
• Никто точно не знает, как с помощью этого метода готовить собак к соревнованиям по обидиенс
• Я собирался выяснить, как это сделать.

Моим первым желанием было убрать мою способность принуждать собаку к чему либо. Другими словами, я забросил в угол поводок и удавку. Я думаю, в этот момент я и стал дрессировщиком. С того времени я открыл такие взаимоотношения и взаимодействие с моими собаками - и другими собаками - о которых можно было только мечтать. Я открыл способность "говорить" с ними. Они могут "слышать", что я говорю. Контакт между мной и собаками установился без моего участия: это был побочный эффект методов и техники, которые я опишу в этой книге. Если можно сказать, не слишком при этом походя на дитя шестидесятых, коим я являюсь, эта книга - о любви. Она о связи. Она о реальном взаимодействии с чуждым зверем, который как-то контролирует ваш дом, не выходя из своего угла, у которого вы осмеливаетесь забирать игрушку из пасти, или сгоняете его с кровати, или смотрит на вас пустым взглядом, когда вы через весь ринг кричите ему "Ко мне!".
Это о том, что для меня дрессировка: не розетки, кубки или призовые места, а чувство общности и "семьи", которого вы не можете добиться другим путем. Многие из тех, кто будет читать эту книгу, занимаются спортивным обидиенс. Для вас любовь к собаке важна, но купили вы эту книгу не поэтому. Вы хотите добиться чего-то в ринге. Если этот метод дрессировки для этого не годится, кому он нужен? Правильно? Я думаю, что будет честно объяснить мои спортивные устремления. Я хочу иметь собаку, которая стабильно выступает, которая способна бороться за призовые места на любых соревнованиях. Я хочу собаку, которая получает не менее 195 баллов. Я хочу высшие титулы. Я хочу собаку, которая рвется выйти в ринг, и которая работает с драйвом и энтузиазмом. Я хочу собаку, которой нравится тренироваться. Я хочу собаку, которая является примером послушания в обычной жизни так же, как и на соревнованиях. Каковы бы ни были ваши цели, этот подход к дрессировке позволит вам реализовать их.
Оперантный метод создаст собаку, которая будет сфокусирована на работе, и, следовательно, более внимательна в ринге. Собаку, которая будет более четко работать, поскольку она будет понимать, чего вы хотите. Собаку, которая работает с энтузиазмом, поскольку работа поощрялась в течение всех тренировок. И вы с собакой добьетесь этого быстрее и с меньшим стрессом. Конечно, насколько далеко вы зайдете и как быстро будете двигаться, зависит только от вас.
Структура книги Как почти все, кто начинает заниматься обидиенс, я начал с обычной последовательности: Новички, Открытый, Рабочий классы. Сейчас я считаю такой подход не только ненужным, он может быть вреден. Многие собаки, которые могли бы дойти до Открытого класса, перегорают во время подготовки к Новичкам. Как и их хэндлеры. Я не только не придерживаюсь этой последовательности, я вообще теперь не держу в уме требования классов как таковые. Скорее, я сначала обучаю основам, а уж потом развиваю и комбинирую их в конкретные упражнения. Таков подход и в этой книге. Так что структура книги отражает применение принципов оперантного обучения. Как часто бывает, такое строение делает книгу полезной как для простых владельцев, так и для спортсменов. Книга состоит из семи глав. Вторая глава называется "Основы". Она содержит описание метода и терминологию, которая будет повторяться в книге. Многие спрашивают меня об этом в группах и через интернет. Даже если вы "в курсе", будет полезно хотя бы просмотреть эту главу, чтобы вы знали, какие термины, когда и почему я использую. Может быть, вы предпочитаете другие термины, но хотя бы вы будете знать, что я имею в виду.


 
АрияДата: Чт, 19.02.2009, 19:55 | Сообщение # 2
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 236
Репутация: 5
Статус: не на сайте
Глава третья, "Навыки", на мой взгляд, самая важная. Здесь я углубляюсь в развитие основных навыков, которые понадобятся собаке в течение всей ее карьеры. Они не ограничены спортивным обидиенс. Некоторые, такие как внимание, могут использоваться в выставочном ринге. Другие, такие как касание мишени, можно использовать при подготовке служебных собак. А третьи, как поиск по запаху, можно применять в следовой работе. Если вы обычный владелец собаки, вы можете из этой главы узнать, как отобрать важнейшие варианты поведения, не борясь за тонкости в деталях.
Следующие три главы (Новички, Открытый, Рабочий) охватывают конкретные классы спортивного обидиенс. Каждая построена на навыках, описанных в третьей главе. Заключительная глава, "Кто в ответе?", рассматривает некоторые проблемы поведения. Здесь описаны вопросы, с которыми ко мне часто обращаются клиенты. Раздел будет полезен и спортсменам. Мы все сталкивались так или иначе с собаками, которые за рингом далеко не так послушны, как в ринге. Вы можете научить собаку послушанию так же, как и обидиенс. В этой главе описаны наиболее распространенные проблемы и некоторые способы их решения. Я хочу пояснить, однако, что использую эти категории только для удобства. Легче обсуждать упражнения, расположив их в соответствии с нормативами класса. Но я не верю, что упражнения надо учить по порядку. Многие собаки быстро учатся апортировке, высылу и преодолению барьеров, и могут выполнять эти упражнения задолго до того, как научатся правильно ходить рядом. Это один из парадоксов класса Новичков - самое сложное в обучении, т.
е. хорошее движение рядом - занимает там примерно 40% оценки. Начав раньше заниматься более "продвинутыми" упражнениями, вы не только сможете быстрее переходить в следующий класс, но и сделаете подготовку более интересной для вас и для собаки.
Моя дрессировочная философия состоит в том, что если собака физически способна выполнить требуемое поведение, вы можете научить ее через положительное подкрепление. Идите навстречу собаке. Берите то, что собака дает вам, и стройте на этом. Выбросьте поводок и ошейник. Когда вы уберете возможность принуждать собаку работать, вы обнаружите - я верю в это - что вы уберете и нужду делать это. Тогда вы наконец сможете свободно работать с собакой. Учите собаку всему как можно раньше. На ранних стадиях обучения лучше показать собаке широкий спектр возможностей и развить большое количество навыков (см.
гл.3), чем просто сфокусироваться на нормативе класса Новичков. Чем больше основных навыков выучит ваша собака, тем больше вы сможете с ней сделать. И чем больше ваша собака учится, чем больше ее за это поощряют, тем больше она будет хотеть учиться, что сделает дальнейшую и более сложную дрессировку проще.
Общие пояснения. В книге я применяю принципы отбора и изменения поведения для дрессировки по обидиенс. Однако, существует столько же способов отбора поведения, сколько собак и дрессировщиков. Подходы, которые я обрисовываю здесь, обеспечивают путь к успешной дрессировке. Но я надеюсь, что главное, что вы вынесете из этой книги - не конкретные "рецепты", а общее понятие о том, как использовать оперантный метод творчески и развивать его, применительно к вашим нуждам. Вы - единственный человек, который может дрессировать вашу собаку, поскольку именно вы знаете ее лучше всех. Вы, и только вы, ответственны за то, как себя ведет ваша собака. Ваша собака не собирается читать эту книгу. Я не встречался с вашей собакой, и вряд ли буду. Так что если конкретный совет, данный в этой книге, не помогает вам, не говорите "Ой, эта кликер-дрессировка не работает". Подумайте над другим способом решить проблему по тем принципам, которые я описываю.
Короче, учите принципы и основные методы, но не бойтесь новаторства. Хотя число людей, использующих этот метод, растет, мы все еще малая часть сообщества спортсменов, и все, что мы делаем и узнаем, обогащает нас всех.
"Принцип" и "метод".
Многие дрессировщики скажут вам, что "ни один метод не работает для всех собак". Это утверждение одновременно и верно, и ложно.
Ложно оно потому, что оно предполагает, что отбор поведения с помощью положительного подкрепления сработает, например, для шелти, и не сработает для терьеров. Главный принцип дрессировки - самый эффективный способ обучить поведению - это отбор поведения на основе положительного подкрепления. Это работает со всеми собаками, так же как и с курами, обезьянами, дельфинами, свиньями, стервятниками, кошками, выдрами и тараканами. Внутри метода отбора поведения есть свои принципы - например, что вариабельное подкрепление увеличивает интенсивность реакции. Эти принципы неизменны. Они выражают фундаментальные законы научения и имеют универсальное приложение.
Верно оно потому, что оно предполагает, что эти принципы надо применять индивидуально с учетом породы и особенностей конкретной собаки, и даже с учетом особенностей конкретной собаки в разные периоды ее жизни.
Это вопрос методов, используемых дрессировщиком, чтобы следовать этим принципам. До какой степени вы преданы "чистому" отбору поведения? Когда вы наводите собаку на нужное действие?Как быстро вы начинаете подкреплять поведение в вариабельном режиме? Как далеко вы заходите в этом режиме? Когда вы "возвращаетесь в детский сад"?
Это - и два миллиона других - вопросы методики. Нет рецептов в этой области, нет "волшебных таблеток". Это сфера искусства дрессировщика.


 
АрияДата: Чт, 19.02.2009, 19:58 | Сообщение # 3
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 236
Репутация: 5
Статус: не на сайте
Глава 2. Основы
Перед тем, как вы погрузитесь в начальную дрессировку, уделите внимание нескольким "дошкольным" проблемам, о которых вам надо знать. Некоторые покажутся банальными, даже глупыми, но все они очень значимы. Приучение к физическому контакту. Одна из очень важных вещей, к которым надо приучать каждую собаку - это спокойное отношение к физическому контакту. Это означает не только удовольствие от дружеской возни в парке или энергичного похлопывания. Ваша собака должна хорошо относиться к касанию и ощупыванию всего тела. Она должна давать открыть себе пасть и осмотреть зубы и десны, поднимать и массировать лапы, стричь когти и чистить уши. Не должно быть части тела, которую собака не дает вам осмотреть, потрогать или помассировать.
Для этого есть несколько важных причин. Совершенно очевидно, что вашему ветеринару и грумеру потребуется трогать собаку. Иногда их прикосновения будут носить неприятный характер. Собака не должна сопротивляться. Эти специалисты справедливо обеспокоены собаками, которые кусаются или проявляют агрессия. Поскольку это считается "профессиональным риском", у них нет никакой законной защиты даже в случае серьезного нападения. Если они не уверены в манерах вашей собаки, то могут потребовать надеть на нее намордник или даже дать наркоз. Вы не только улучшите отношения с ветеринаром и грумером, но и сделаете общение вашей собаки с ними более приятным, если специально займетесь обучением. Есть и еще одна причина., о которой мы предпочитаем не думать. Ваша собака неизбежно хоть раз получит травму на тренировке. Она ударится о барьер, или приземлится после прыжка и поскользнется, или наступит на камень и порежет лапу или повредит коготь. Это случается. И тогда вы должны будете позаботиться о собаке до оказания ей помощи профессионалом. В большинстве случаев самое главное - успокоить собаку и не допустить еще большей травмы. Если ваша собака хорошо относится к массажу, вы сможете взять ее под контроль, осмотреть повреждение и сделать самые простейшие вещи - например, помассировать уши, - чтобы уменьшить ее панику и самому оценить ситуацию более спокойно. И осознание того, что вы это можете сделать, позволит вам более профессионально отреагировать на травму или несчастный случай, когда (а не если!) он произойдет.
Другой стороной травм является то, что мы узнаем о травме, только если она серьезна. Собаки очень хорошо скрывают боль. Этологи предполагают, что это атавистический механизм, позволяющий выжить: в стае больная собака подвергается риску быть изгнанной или даже убитой. Неважно, какая инстинктивная основа у этого поведения, главное, что если вы заметили у своей собаки травму, степень повреждения вас может удивить. Если вы постоянно делаете собаке массаж и привыкли к ощущению ее здоровых мышц, суставов и связок, вы сможете заметить даже незначительные признаки травмы (напряженность, "деревянность", легкая припухлость и т.
д.) и вмешаться до того, как разовьется болезнь. Щенки учатся мириться с осмотром и массажем довольно охотно, хотя некоторые поначалу и сопротивляются. Старшие собаки будут чувствовать себя неуверенно, и часто "отмахиваются" от хэндлера - не кусают в полном смысле этого слова, но открывают пасть и касаются зубами вашей руки. Крайне необходимо приучить собаку реагировать на осмотр без этого. Когда собака учится переносить полный осмотр, она также признает ваше главенство. В этом смысле доминирование - не то, что получается с применением силы. Вы получаете полное доверие собаки, она верит, что вы будете все делать правильно, и поэтому разрешает вам себя трогать. Когда вы установите такой вид "лидерства", остальная дрессировка будет гораздо легче.
Общий массаж. Проводите с собакой время в тишине каждый день. Используйте очень легкое поглаживание по морде и понемногу просовывайте пальцы в пасть, массируя зубы и десны. Если она сопротивляется, не отступайте, но и не продвигайтесь дальше. Останьтесь на том же месте, пока она не расслабится, даже если это займет пару дней. Никогда не боритесь с собакой. Когда ваша собака поймет связь щелчка кликера и лакомства, вы сможете использовать кликер, чтобы успокоить собаку. Вы можете щелкать и кормить ее, или (если, например, одна ваша рука у собаки в пасти) только щелкать. После щелчка покормите как только представится возможность. Смысл этого - переключить внимание собаки на поощрение и объяснить ей, что физический контакт - нечто приятное. Необязательно долго заниматься с кликером, поскольку когда собака научится принимать прикосновения, они станут для нее поощрением сами по себе.
Уделяйте особенное внимание лапам. Используйте долгие, мягкие поглаживания по всей длине ног сверху вниз. Массируйте пальцы и между ними, раздвигая и приподнимая каждый палец. Если собака откусывается или пытается отдернуть лапу, спокойно разговаривайте с ней и уменьшите воздействие - но не прекращайте массаж совсем. Не поощряйте у собаки мысль, что она может остановить вас укусом или угрозой. Массируйте тело длинными поглаживаниями по грудной клетке открытой ладонью со слегка раздвинутыми пальцами. Также оглаживайте собаку по всей длине, против шерсти. Массируйте хвост и основание хвоста, обхватив его пальцами и слегка потянув.
TTouch. TTouch - зарегистрированная терапевтическая методика для животных, разработанная Линдой Теллингтон-Джонс. Я не практикую ТТ, и не претендую на то, что могу учить этому методу. Я использую некоторые виды прикосновений к своим собакам, и считаю, что они приносят пользу и мне, и им. Очень рекомендую купить книгу Линды и освоить хотя бы часть способов. Они дадут вам возможность контактировать с собакой для ее блага в различных обстоятельствах. Я часто использую ТТ перед выходом в ринг, чтобы успокоить собаку и успокоиться самому. Те места из книги, которые могут помочь в освоении отдельных навыков, будут мной освещены в соответствующих разделах. Это ни в коем случае не заменит первоисточник.
Что общего все это имеет с обидиенс? Как владелец собаки, вы скоро обнаружите, что чем больше собака приучена к физическому контакту, тем лучше. Вы сможете легче решить проблемы с поведением, и может быть, даже совсем избежать их. И вы увидите, что общий контакт с собакой улучшится. Для тренера или спортсмена по обидиенс, все, что помогает развить уверенность собаки в вас и вас в собаке, поможет в ринге. Например, очень часто поведение, которое выглядит как боязнь (например, стойка для осмотра судьей) - на самом деле, дискомфорт от физических прикосновений. Многие собаки очень неспокойно стоят, даже стоя на всех четырех лапах. Это симптом "биться или убежать". Некоторые касания по методике ТТ помогут собаке стоять более уверенно. Это полезно как на выставке, так и в ринге обидиенс. Общее чувство спокойствия также будет огромной помощью при обучении выдержке сидя и лежа.
Физический контакт, описанный здесь, даст вашей собаке более спокойное и осмысленное отношение к этим упражнениям. Собаки, которые привыкли к грубому обращению, покажут боязнь рук хэндлера во время работы. Например, я видел собак, которые отставали от хэндлера во время движения рядом из-за того, что в начале обучения старались держаться подальше от его руки. Регулярный массаж также даст вашей собаке лучшее представление о том, где какая часть тела у нее находится. Собаки в основном не слишком это сознают. Это особенно очевидно на примере их задних лап. Собаки просто не думают о своей задней части (это особенно видно, когда собака в испуге прячет голову, считая, что раз ее не видно, то и всего остального не видно тоже). При отработке фронтальной посадки, например, часто бывает, что собака идеально держит голову и перед, но ее задняя часть отклоняется от идеальной линии. Развивая у собаки умение управлять всеми частями тела, вы получите собаку, более уверенную в движениях, особенно при движении рядом или прыжках.


 
АрияДата: Чт, 19.02.2009, 19:58 | Сообщение # 4
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 236
Репутация: 5
Статус: не на сайте
Принимая во внимание то, что целью соревнований по обидиенс является "продемонстрировать полезность собаки как компаньона" (слегка перефразируя АКС)ф, массаж имеет и очевидный эффект в плане того, что собака начинает спокойно принимать мягкое лечение от человека, и следовательно, хорошо себя ведет у ветеринара или грумера, а также общаясь с прохожими. Если вам когда-нибудь придется давать собаке таблетки, вы будете рады, если она спокойно даст открыть себе рот. Наши собаки болеют и получают травмы. После всех процедур, которые я проводил с Вуди, я научил остальных собак, Сэма и Дилана, команде "Прими таблетку" - каждый открывает пасть и позволяет мне засунуть туда палец. Наконец, меня часто удивляет, насколько неуютно бывает хэндлерам с их собственными собаками. Их собаки слушаются в ринге, но я видел множество спортсменов, которые не верят в то, что их собаки могут быть социальны не только с другими людьми, но даже с собственными хозяевами. Я рассматриваю это как побочный эффект методов дрессировки. Но это и продукт физической отчужденности между владельцем и собакой, и это можно частично преодолеть с помощью методов, описанных выше. ОК, давайте теперь поговорим о дрессировке.
Безусловное и условное подкрепление. Подкрепление повышает вероятность повторения поведения в будущем. Говоря проще, подкрепление усиливает поведение. Некоторые виды подкрепления "объективны", т.
е. собака их получает сама собой. Например, вода, которая бьет из фонтана, когда вы нажимаете на кнопку, подкрепляет нажимание кнопки. В дрессировке подкрепление "субъективно", т.
е. вы как дрессировщик даете его собаке с целью вызвать данное поведение в будущем. Знаете вы это или нет, ваши действия всегда подкрепляют что-то, что делает собака. Неважно, какого поведения вы хотите добиться от собаки, это всегда продукт того, что вы делали, чтобы это подкрепить. Так что вы всегда должны думать, что именно вы собираетесь подкрепить, и как вы это делаете.
Давайте посмотрим на "меню подкреплений".
Дрессировочный "обмен". Я буду больше говорить об этом в разделе о положительном подкреплении, но коротко упомяну и здесь. Дрессировка, основанная на отборе поведения с помощью положительного подкрепления, покоится на "дрессировочном обмене" между вами и вашей собакой. Проще говоря, вы говорите собаке: "Ты делаешь то, что я хочу, и за это я тебе дам то, что ты хочешь". Тогда дрессировочный процесс становится диалогом между вами. Собака смотрит на вас в ожидании указаний (информации о том, что вы хотите от нее) и подтверждения правильности (что собака сделала именно это). Ваша задача - быть понятным, последовательным и честным. Звук щелчка, издаваемый кликером - основной путь "разговаривать" с собакой во время дрессировки. Это работает потому, что вы последовательно доставляете собаке то, что "обещает" щелчок, так что собака чувствует себя уверенно с этим однозначным ответом.
Безусловное подкрепление. Хотя существует несколько научных определений термина "безусловное подкрепление", для целей дрессировки мы используем следующее: "то, что собака "естественно" хочет". Другими словами, вам не надо приучать собаку хотеть это. Это "что-то" может быть едой, игрой, физическим контактом с хэндлером и т.д.
Секс - тоже безусловное подкрепление, но мы воздержимся от обсуждения этой темы в нашей книге. Это не то, что собаку надо "учить" любить. Пища - самое простое безусловное подкрепление для использования в дрессировке, потому что пищевой инстинкт - один из основных, и едой проще манипулировать. Игра как безусловное подкрепление не столь удобна (кроме "перемен" или празднования окончания тренировки), поскольку прерывает занятие. То же касается и физического поощрения (игры или массаж).
Условное подкрепление. Условное подкрепление (иногда также называемое вторичным) - это то, что собаку "научили" любить, связывая его появление с безусловным подкреплением. В теории, все, что угодно, может быть условным подкреплением - голос, свисток, кликер. Главный аргумент при выборе сигнала - удобство для дрессировщика. Я слышал различные аббревиатуры, чтобы суммировать все необходимые качества условного подкрепления, но мне нравится одно: PRIDE: условное подкрепление должно быть в наличии (Present), постоянным (Reliable), немедленным (Immediate), определенным (Distinct) и очевидным (Evident). Расшифруем:
• в наличии - оно должно быть у вас с собой и должно быть легко доступно для использования;
• постоянным - Вы вырабатываете у собаки ассоциацию особого звука с безусловным подкреплением, так что вы должны иметь возможность воспроизводить этот звук одинаково все время;
• немедленным - звук должен быть очень быстрым, чтобы вы могли его очень точно применять в нужный момент. Фраза "Сейчас ты был очень хорошей собакой и хорошо, если ты сделаешь так еще раз" не годится. Подумайте об односложном слове или коротком звуке;
• определенным - условное подкрепление должно четко ассоциироваться с безусловным, и не должно "размываться" ассоциацией с чем-то, не относящимся к дрессировочному процессу. Слово "хорошо" не очень эффективно как условное подкрепление, поскольку вы его используете и в других ситуациях помимо дрессировки;
• очевидным - собака должна быть способна узнавать и отличать его от всех других звуков.
Почему кликер? Вся программа этой книги построена на кликере. Вы можете выбрать любой условный сигнал для собаки. На протяжении всей книги вам будут попадаться буквы Щ/П ("щелкнуть-покормить"). Вы можете использовать другие варианты (в том числе и голосовой сигнал), но по моему опыту, лучше кликера нет ничего. Кликер отвечает всем вышеперечисленным критериям. Его звук ясно слышен, он ассоциируется с безусловным подкреплением, он быстр и слышен на расстоянии; и он нейтрален, т.
е. на него не влияют ваши эмоции или физическое состояние.


 
АрияДата: Чт, 19.02.2009, 19:59 | Сообщение # 5
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 236
Репутация: 5
Статус: не на сайте
Почему важна нейтральность; или щелчок не есть похвала. Многие дрессировщики отрицают идею нейтральности. Они хотят "хвалить" собаку. Я не знаю, помогает ли им это, или они считают, что под этим есть какая-то научная основа (энтузиазм имеет какой-то смысл для собаки - насколько я знаю, у подобных теорий нет научного фундамента). Я не против похвалы. Мои собаки получают ее много, в разных обстоятельствах и невзирая на погоду. Однако в процессе обучения информация важнее похвалы. Для собаки, как и для любого ученика, понимание того, что она сделала правильно, становится поощрением само по себе. Похвала - это не общение. Похвала - это эмоциональное взаимодействие с собакой. В книге "Как стать лучшим другом своей собаке" монахи Нового скита описывают похвалу как "физическое и словесное общение с животным". Она выражает положительные чувства, необязательно положительную информацию.
Кликер не несет никакой эмоциональной оценки того, что делает собака; он просто "отмечает" правильное действие. Это чисто информационное сообщение. Он несет собаке ясное, недвусмысленное сообщение: "То, что ты делаешь, правильно". Это примерно то же, что пятерка, которую учитель ставит вам в тетрадь после диктанта. Вы будете ей рады, даже если он вас не обнимет при этом. Вы знаете, что вы преуспели, и только это вам надо. Похвала не служит той же цели и не ведет к тому же результату, что и положительное подкрепление. В институте я ужасно учился, и особенно плохо было с химией. Мои родители всегда давали мне понять, что любят меня ("хвалили" меня), но это никак не помогало мне преодолеть разочарование от того, что в лаборатории я был полным болваном. И хотя мой преподаватель химии старался меня научить изо всех сил, я так и не научился, как преуспеть в науке (эта неполноценность левого полушария немало повлияла на то, что я так и не стал ветеринаром при всей своей любви к животным).
Это же относится и к собакам. В дрессировке к соревнованиям мы учим собак выполнять определенные действия определенным образом. Эти навыки не имеют "естественного" смысла для собаки, в отличие от пастьбы для бордер колли или хождения по следу для гончих или перевозки нескольких десятков килограммов груза по замерзшей тундре для маламутов. Собака должна не только научиться физическим действиям; она должна выучить, по каким сигналам и когда их выполнять. Это все довольно непонятно. Поэтому самое главное - использовать инструмент, который дает собаке четкий, недвусмысленный сигнал о том, что конкретное действие было правильным. Делая так, мы достигаем ясности (или чего-то близкого к ней) и повышаем вероятность того, что данное действие будет повторяться в будущем.
Ограничения при использовании голосового маркера. Голосовой сигнал в качестве условного подкрепления менее эффективен, чем кликер. В сравнении по шкале PRIDE он проигрывает по нескольким пунктам.
Во-первых, голос - не такой определенный сигнал, как кликер. Давайте предположим, что вы используете слово "хорошо". Вы, возможно, говорите "хорошая собака" раз 50-60 на дню вне дрессировочного контекста. Слово "хорошо" таким образом не имеет эксклюзивной связи именно с дрессировкой. Вы можете сказать "хорошо" после вкусного обеда, или по телефону, обычно при собаке. Все это размывает особую ценность слова в качестве условного подкрепления. Слово и не такое "быстрое". Для этого есть несколько причин. Во-первых, поскольку кликер позволяет вам реагировать на действия собаки немедленно, вы должны будете, и это произойдет, выработать отличное чувство своевременной подачи сигнала. При занятиях с кликером вы научитесь вычленять маленькие кусочки поведения, "выхватывать" их и формировать из них что-то лучшее. Хотя у вас в голове всегда цельная картина, вы работаете с деталями. Вы можете отреагировать на движение одной лапой при отработке движения рядом, например. Голосовой сигнал не даст такой точности.
Во-вторых, для большинства людей, когда они привыкнут управляться с кликером, он становится намного быстрее, чем речь. Сколько раз вы хотели сказать одно, а получалось сказать совсем другое? Физический рефлекс нажатия на кнопку при нужном действии выработать легче, чем процесс облечения в слова вашей позитивной реакции. Когда я выступал с Вуди в Новичках, у нас был с ним этот неприятный опыт. Ко времени, когда мы дошли до подзыва, я был уже в полном смятении от волнения. После того, как Вуди сел передо мной, судья сказал "Закончить упражнение (finish)", и я ляпнул то же самое Вуди - "Finish". Он изумленно посмотрел на меня, как бы спрашивая: "Ты имеешь в виду - рядом?" и прекрасно обошел меня и сел рядом. Еще не родился ни один дрессировщик, которого хоть раз в жизни не выручила бы собака, которая лучше знает, что надо делать.
Еще один пример. Я использовал разные команды для упражнений. В Высшем классе падающий барьер был "Барьер", а высокий барьер "Хоп". На одних соревнованиях я скомандовал Сэму "Барьер" на падающий барьер, но он прослушал команду. Второй раз я сказал "Хоп", и он прыгнул падающий барьер, а не высокий. С кликером вам не надо беспокоиться о том, что вы скажете неправильное слово в неправильное время. Голос также очень сильно меняется в зависимости от того, жарко ли вам, или вы устали, рады или расстроены, хотите пить - и т.д.
Практически невозможно всегда говорить одно и то же слово в одной и той же интонации и с одной и той же громкостью. Поскольку интонация важна для собаки, эти неизбежные вариации будут иметь разное значение. Условное подкрепление должно упрощать вещи; использование голосового маркера усложнит их. Это не значит, что похвала и похлопывания не нужны или не имеют значения. Это не так. Я много использую и того, и другого. Но они являются безусловным, а не условным подкреплением. Это вещи, ради которых собака работает; они не сообщают собаке о том, что приближается то, ради чего она работает. И они случаются после того, как действие закончено. Они не доставляют информацию во время действия.
"Но кликером нельзя пользоваться в ринге!" Одно из возражений, которое постоянно появляется в стане оппонентов - "Но кликером нельзя пользоваться в ринге". Одна моя знакомая рассказала мне, как она учит собаку фронтальному подходу - она зажимает кусочек лакомства между колен, и собака достает его при подходе. Я ей сказал, что одна из причин, по которой я предпочитаю кликер - я могу объяснить собаке, что подходить надо по прямой без этих фокусов с кусочками. Ее реакция? "Да, но ты же не можешь взять кликер в ринг". Я все еще жду, когда она появится в ринге с кусочком лакомства между ног. Для тех, кто так говорит, я предлагаю простой поединок. Давайте использовать только то, что разрешено иметь в ринге. Давайте посмотрим. На собаке может быть простой или затягивающийся ошейник, так что можете использовать его. Вы можете иметь при себе поводок, но его запрещено использовать для коррекции. Вы не можете использовать игрушки, лакомство, любой другой мотивационный предмет, ничего. Вы не можете говорить с собакой, пока она работает. Ну, давайте начнем тренироваться.
Результат будет очевиден. Любой дрессировщик использует в дрессировке инструменты, которые нельзя взять с собой в ринг. Но вы не можете обойтись без них при подготовке к соревнованиям. Кликер - инструмент для обучения. Вам точно так же надо будет научить собаку работать без кликера, как вы учите ее работать без других дрессировочных инструментов. Кликер - инструмент для сообщения "Правильно!" во время процесса дрессировки. Когда собака выучит то, что нужно, вы постепенно сведете пользование кликером на нет. Вы также добавите другие виды условного подкрепления, включая голосовые и "активные" (когда следующее действие является поощрением предыдущего). Простой пример: Сэм любит делать "флип" (разворот прыжком) при пересадке из фронтального подхода к левой ноге. Если он выполнил подход хорошо, я позволяю ему сделать флип. Если он неправильно сел или медленно подходил, я приказываю ему занять положение у ноги, обойдя меня вокруг. Я расскажу в других разделах, как этот метод может помочь в выработке навыков.




Сообщение отредактировал Ария - Чт, 19.02.2009, 20:08
 
АрияДата: Чт, 19.02.2009, 20:02 | Сообщение # 6
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 236
Репутация: 5
Статус: не на сайте
"Но собака должна работать для меня!"
Еще одно часто встречающееся возражение - дрессировщик говорит, что "Собака должна работать для меня, а не за еду или звук!". Я заметил, что большинство людей, приводящих этот аргумент, склонны к механической коррекции во время дрессировки. При этом они, очевидно, не сознают, что при такой дрессировке собака работает не "для них", а чтобы избежать воздействия. Более научно, этот подход упускает из виду то, чем по сути является дрессировка. Это процесс обучения. Результатом успешной дрессировки должна быть собака, которая хочет и любит работать, уверена в том, что она делает, уверена в своей способности противостоять неожиданностям. Это делается положительным подкреплением. Дрессировка положительным подкреплением невозможна без использования условного подкрепления.

На деле, мы работаем для себя, и собаки от нас не отличаются. Наш шеф предпочел бы, чтобы мы сохраняли верность фирме, но если зарплату перестают выдавать, верность испаряется. Мы просим собак выполнять для нас задания. Если в них нет ничего положительного для собаки, почему она должна их выполнять? Некоторые задания сами по себе являются поощрением для собаки. Бордер колли будет счастлив, если ему предоставят стадо овец, чтобы бегать вокруг, бладхаунд - рад запаху, чтобы идти по нему, джек-рассел-терьер - грызуну, за которым можно полезть под землю. Дайте пойнтеру поле с птицами, и ему больше в жизни ничего не нужно. Но нет породы или собаки, для которой работа по послушанию - врожденный инстинкт, удовлетворение которого является приятным. Некоторые лучше к ней относятся, некоторые хуже, но послушание не "естественно" ни для кого, ни для собаки, ни для человека. Если мы хотим, чтобы наши партнеры-собаки присоединились к нам в этом виде деятельности, будет справедливым дать им для этого основания.

"Мамочкиной (или папочкиной) любви" для этого недостаточно. Собака и так ее получит. Должно быть что-то существенное, чтобы создать необходимую и постоянную мотивацию к работе. Вот зачем нужно положительное подкрепление, и вот назначение кликера как условного подкрепления. И наконец, эта программа делает именно так, что собака работает "для вас". Собаке будет нравиться работать, и она будет любить вас как часть работы. Вы станете более последовательным и понятным. Собаке будет более комфортно с вами, она будет вам больше доверять. Что вам еще нужно?
Приучение к звуку.
Большинство собак спокойно относятся к звуку кликера. Они немедленно схватывают связь звука с поощрением. Даже у моих чувствительных к звукам шелти не было проблем со звуком щелчка (хотя я изредка встречал собак, которых он пугал). Есть несколько вариантов:
Один из них подсмотрен на странице о дрессировке подружейных собак и основан на постепенной десенсибилизации.
* кликер в кармане;
* кликер замотан и спрятан за спиной;
* кликер замотан и держится в руке в обычном положении;
* кликер в руке.
Если ваша собака очень чувствительна к звукам, вы можете начать с щелчка языком.

Другой подход - ввести звук в тот момент, когда собака занята тем, что ей нравится, например, во время кормления. Это убьет сразу двух зайцев: приучит собаку к звуку и свяжет его с приятным для нее. Стив Уайт, дрессировщик собак для полиции в Сиэттле, Вашингтон, рассказывает, что он так делает с подсосными щенками. Когда сука их кормит, он щелкает, когда щенки захватывают сосок (возможно, нет более глубинной ассоциации между щелчком кликера и таким безусловным подкреплением!). Таким образом, к трехнедельному возрасту у щенков уже выработан стойкий рефлекс на щелчок. Я выяснил, что большинство собак легко привыкают к звуку кликера, если связывать его с пищей. Но, как правило, звук кликера не раздражает собак, так что вы можете спокойно заниматься со своей собакой среди других собак, не обучающихся с кликером.
Время - это все!
Смысл в том, чтобы щелкать точно в тот момент, который вы хотите поощрить. Это значит, что вы должны четко сознавать, что вы хотите получить. Карен Прайор в книге "Несущие ветер" рассказывает, как она пыталась научить дельфина переплывать из одного бассейна в другой. Дельфин проплывал через проход и немедленно разворачивался и плыл обратно, прежде, чем успевали закрыть проход. Когда наконец Карен попросила кого-то посмотреть со стороны, наблюдатель ей сказал, что она свистела ровно в тот момент, когда дельфин начинал разворот. Так что вместо того, чтобы поощрить его переход в другой бассейн, она поощряла разворот. Когда она начала подавать сигнал в нужный момент (речь идет о долях секунды), проблема была решена очень быстро. Урок, который Карен извлекла из этой ситуации, был следующим: дрессировщик всегда должен спрашивать себя "Что я поощряю?". На самом деле, вопрос состоит из двух частей: 1) что я хочу поощрять? 2) что я на самом деле поощряю. Это требует от вас тщательного планирования занятия и концентрации на протяжении всего процесса.

Вы должны сфокусироваться исключительно на том, что делает собака, чтобы соответствующим образом реагировать на то, что она предлагает. Это будет честно. Ведь в конце концов, вы же требуете, чтобы собака полностью концентрировалась на вас! Это одна из причин, о которой Карен Прайор в "Не рычите на собаку!" говорит, что необоснованное прерывание занятия является наказанием. Перестать обращать на собаку внимание - это убрать возможность у собаки достичь ее цели. Это разрушит весь принцип метода. Хотя классическое определение поощрения содержит примечание о том, что оно следует за действием, это относится только к безусловному подкреплению. Условное подкрепление должно быть доставлено собаке в момент совершения действия, чтобы оно четко ассоциировалось именно с желаемым поведением. Обычная ошибка для начинающего дрессировщика в использовании кликера - затягивание с щелчком. Щелчок так быстр и конкретен, что всегда поощряет то, что происходит именно в этот момент. Если вы промедлите с подачей условного подкрепления, вы поощрите нечто совсем не то, что намеревались.

Возможно, вам будет легче понять это, если вы будете думать о поощрении процесса, а не поощрении результата. Я хочу, чтобы собака знала, что то, что она делает - правильно, а не то, что она уже сделала. Гораздо важнее, чтобы она поняла, как это делать, а не чтобы она это в принципе сделала. Так что, если я и буду подавать сигнал невовремя, лучше это делать раньше, а не позже. Так я, по крайней мере, поймаю поведение в развитии. Щелчок может "обрубить" поведение слишком рано, но это легко преодолеть. Я просто рассматриваю то поведение, которое я поощрил раньше, чем требовалось, как шаг в правильном направлении, и продолжаю двигаться дальше. Этот вариант не сработает, если я буду щелкать слишком поздно; тогда я теряю все поведение целиком.


 
АрияДата: Чт, 19.02.2009, 20:03 | Сообщение # 7
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 236
Репутация: 5
Статус: не на сайте
Чтобы понять, как это работает, давайте вернемся к обычному "сидеть". Поощряя "попу на земле", я подаю условный сигнал, когда собака садится. При своевременной подаче щелчок раздается в тот момент (или за мгновение до того), как собака касается попой земли. Возможна слишком ранняя подача сигнала: если я щелкну в тот момент, когда собака еще только начала садиться и ей еще легко подняться обратно или зависнуть, щелчок может прервать поведение до того, как получится сесть. Так можно построить "недопосадку". С другой стороны, если я щелкну, когда собака уже села на землю, я поощряю то, что ее попа находится на земле, а не то, как она туда попала. При правильной подаче сигнала я щелкну за мгновение до того, как она коснется земли, поощряя движение мышц - так же, как и результат этого движения, который немедленно последует. Вернемся к вопросу "Что я поощряю?". В почти каждом случае, когда собака "не понимает", вы можете проследить недопонимание до несвоевременного щелчка. И с другой стороны, точная подача сигнала может решить это недопонимание практически немедленно.

Вот пример того, как несвоевременное подкрепление может нести неверную информацию. Один из моих учеников не хотел использовать кликер. Он занимался "глазками", используя слово "Хорошо", и кормил собаку, когда она на него смотрела. Через два-три повторения он начал говорить "Хорошо". Он успел сказать "Хо...", собака отвернулась, и "... рошо" ушло в пустоту. Дрессировщик был явно смущен и сказал "Я только что поощрил ее за отворачивание". Он все же хотел использовать голосовой сигнал, но с того момента сократил его до "Хо".

Второй пример - я учил Дилана высылу. Он хорошо знал, что надо бежать вперед, и я отдельно научил его разворачиваться и садиться. Теперь нужно было объединить их. Когда я крикнул "Дилан, сидеть!", он развернулся и лег. Я сделал это еще раз, чтобы посмотреть, как это происходит, и заметил, что когда он разворачивается, он присаживается на землю, и уж затем ложится. Так что в третий раз я щелкнул в момент разворота и касания земли попой. Он остался сидеть, округлил глаза и вздернул голову. Это было ясно видимое "А-а-а!". В следующий раз он сел, и больше у нас проблем не было. Не каждую проблему можно решить так легко. Но точное время подачи условного подкрепления может помочь гораздо больше, чем другие варианты.
Щелчок заканчивает поведение
Это одна из областей работы с кликером, которую многие сначала понимают с трудом. Сила кликера в точности, с которой он отмечает отдельное правильное действие. Собака, с которой провели подготовительное обучение, понимает, что когда она слышит щелчок, то она заслужила поощрение. Поэтому это закон - каждый щелчок сигнализирует собаке о том, что она сделала то, что вы от нее хотели и работа окончена. И это закон, что услышав щелчок, собака вольна прекратить то, что она делала, и получить кусочек. Например, в обучении высылу вы можете щелкнуть, когда собака двигается от вас и уже прошла, скажем, пять шагов по прямой. Когда вы щелкнете, собака может (и так она и сделает!) остановиться; ей позволено вернуться за лакомством. Точно так же в обучении апортировке, если вы щелкнули за подбор предмета, собака имеет полное право его бросить и прийти за лакомством. Это звучит страшновато. "Я не хочу, чтобы собака бросала гантель". Справедливо. Но беспокоиться не о чем.

Помните одно из главных правил отбора поведения: Вы работаете только над одним критерием за раз. В примере с гантелью вы тренируете одну вещь - подбор. Вы получили и поощрили нужное поведение (поднятие гантели). Когда вы добавите "и принеси ее мне", вы больше не будете щелкать за поднятие, а будете подкреплять только полный поднос, нечто более комплексное, чем простой подбор предмета.
Не используйте щелчок в значении «продолжай».
Многие дрессировщики, особенно те, кто относит себя к той или иной "мотивационной" школе - и я сам причисляю себя к таковым в начале своей карьеры - пытаются использовать кликер как поддержку в середине поведения (щелчок - "продолжай"). Я думаю, это наследие смешения понятий положительного подкрепления и поощрения, и кроме того, не совсем верное понимание того, как работает условное подкрепление. Есть несколько проблем с использованием щелчка в значении "продолжай".

Щелчок означает "хорошо сделано, приходи за поощрением". Это своего рода сделка. Если я использую его в значении "продолжай", я не соблюдаю условия сделки. Я обещал что-то, что не доставил по назначению. Вместо поддержания значимости кликера как условного подкрепления я подрываю ее. Через не очень продолжительное время щелчок станет просто еще одним звуком среди других.

Использование щелчка со значением "продолжай" создает недопонимание. В первый раз, как я щелкну с этой мыслью, собака прекратит делать то, что делала. Теперь я должен объяснить ей, что лакомства не будет. Другими словами, в интересах того, что я считаю ободрением и поддержкой, я на самом деле меняю правила, делая их бессмысленными для собаки, и подрываю наш уже существующий "договор". Эта та ошибка, которую я прошел и сам. На ранних этапах работы с кликером я тоже использовал его, чтобы сообщить собаке "продолжай в том же духе". Через некоторое время я посмотрел на то, что получилось, и был вынужден признать, что я использовал кликер как похвалу в тех частях упражнений, где собаке недоставало уверенности в себе. Я увидел, что собаке недоставало уверенности потому, что эти части упражнений были недостаточно хорошо отработаны. Когда я переучил их, моя нужда в ободрении собаки прошла.

Теперь, когда она знала, что надо делать, я мог щелкнуть за все поведение в целом, не заботясь о том, чувствует ли она себя уверенной в том, что делает. Это не значит, что я не могу щелкнуть и поощрить собаку в середине поведения без полного разрыва поведенческой цепочки. У меня с собаками есть маленькая система. Когда они занимают статичную позицию и слышат щелчок, они сохраняют эту позицию до специального сигнала, отменяющего эту команду. Так что, например, на укладке во время подзыва я щелкаю в момент укладки, подхожу к собаке, даю ей лакомство и возвращаюсь на место. Затем я либо подзываю ее, либо отпускаю гулять. Я изолирую конкретное поведение для поощрения без нарушения нашей сделки. И есть дополнительный побочный эффект - собака приучается сохранять позицию до получения следующей команды. Это может помочь сделать выполнение всего упражнения более надежным.


 
АрияДата: Чт, 19.02.2009, 20:03 | Сообщение # 8
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 236
Репутация: 5
Статус: не на сайте
«Щелчок» как «мост»
Некоторые из дрессировщиков дельфинов называли свой условный сигнал "мостом" или "соединяющим стимулом". Он имели в виду, что условное подкрепление позволяло им поощрить действие на расстоянии и "заполняло брешь" между моментом подачи условного подкрепления и моментом подачи безусловного подкрепления. Термин постепенно забылся, но смысл не потерялся. В дрессировке "вкусняшка" не всегда прибывает немедленно. Например, в обучении высылу я щелкаю, когда Сэм касается мишени. Затем он поворачивается и бежит ко мне за лакомством. Так что проходит несколько секунд до получения им поощрения. Но когда он добегает до меня и получает свой кусочек, он знает, за что он его получил. В этом смысле кликер служит "мостом" между поведением и его безусловным подкреплением.

Одно из сильных мест кликера в том, что вы можете сохранять эту ясность, иногда даже 30 секунд и более. Если мои собаки становятся "жрущими собаками", то есть тычутся мне в руки или лезут в сумку на поясе за лакомством, я использую эту идею "моста", чтобы прервать нежелательное поведение. Я складываю все лакомство в пластиковый контейнер, который ставлю на скамейку в нескольких метрах от нас, и мы начинаем заниматься. Когда я вижу то поведение, которое мне нужно, я щелкаю, и затем иду к скамейке за лакомством. Конечно, это немного затягивает занятие, и я не делаю так постоянно. Это мера коррекции чересчур настойчивых шелти, которым я таким образом напоминаю, что они работают, чтобы услышать щелчок, и только после этого появляется еда. При этом собаки, даже пройдя несколько метров до лавочки, все равно знают, за что именно они получат лакомство, потому что им об этом сообщил щелчок.
Отбор поведения с помощью положительного подкрепления.
Словосочетание "положительное подкрепление" (ПП) означает одновременно и подход, и метод. Оба очень важны в философии дрессировки. Когда я говорю "подход", я не имею в виду притворно счастливое лицо. Я говорю о внутреннем убеждении, или вере, в возможность собаки выполнить задачу. Применяя этот метод с умом, и вы как дрессировщик, и собака разовьете эту веру у себя и друг у друга. Спортивные комментаторы часто гвоорят о команде, играющей "на победу", как о противоположности "играть, чтобы не проиграть". В обоих случаях команда хочет победить, но подход - и часто и результат - очень разный.

Команда, которая играет, чтобы выиграть, играет с внутренней уверенностью в успехе. Эта команда агрессивна, напориста, упорна. Команда, которая играет, чтобы не проиграть, играет с внутренним страхом провала. Эта команда консервативна, медленно реагирует на открывающиеся возможности, легко расстраивается. В славные годы команды "Грин Бэй Пэкерс" Винс Ломбарди говорил после поражения: "Мы не проиграли, просто время вышло". Винс Ломбарди знал, как играть на победу. Еще важнее, он знал, как сохранять позитивное отношение команды даже в трудные времена.

Дрессировка с помощью кликера вырабатывает у собаки характер "игры на победу". Сам процесс обучения дает ей уверенность в том, что она может добиться успеха. Он учит ее, что если она что-то делает достаточно долго и старательно - она получит результат. Дрессировка не учит ее бояться ошибиться, она учит собаку, которая может столкнуться с ошибкой и продолжить работать, зная, что продолжение усилий принесет ей награду. По мере того, как у собаки будет повышаться уверенность, вы, как хэндлер, станете более уверены в собаке. И это будет видно в ринге. Как постепенный отбор поведения помогает получить стабильное выполнение навыков и уверенность собаки в возможности их выполнения?

Давайте посмотрим на обучение собаки садиться методом отбора поведения. Собака садится на землю (хорошо), но заваливается на бедро (плохо). Эти качества выполнения и другие (скорость и внимательность) - критерии, т.е. необходимые элементы правильного исполнения упражнения. Чтобы обучить собаку садиться - или любому другому навыку - правильно, вам нужно знать критерии выполнения, и продумать, как объяснить их собаке. Каждый навык содержит несколько критериев, и есть логическая последовательность в их соблюдении. Есть несколько критериев хорошей посадки: 1) Собака должна касаться задом земли; 2) собака должна сидеть сбалансированно по оси "вперед-назад"; 3) собака должна сидеть прямо по оси "право-лево"; 4) посадка должна быть быстрой; 5) собака должна быть способна сидеть продолжительное время

Вы работаете над одним критерием за один раз. В посадке вы должны сначала поощрять касание задом земли. Потом вы учите собаку правильной "механике" посадки, чтобы она не заваливалась на бедро. Это уже "повышение критериев": смысл упражнения теперь не "сесть на землю", а "сесть на землю прямо, не заваливаясь". Когда собака усвоит и это новое требование, вы больше не поощряете расхлябанную посадку, только прямую. В научных терминах это "дифференцированное подкрепление" (ДП). Вы поощряете не все подряд, что делает собака, а только попытки определенного типа или качества. Это не меняет правила "дрессировочного договора". Вы по-прежнему даете собаке то, что она хочет получить в обмен на то, что она делает для вас. Вы просто повышаете уровень требований к выполнению. Собаке теперь приходится стараться немного больше и немного более последовательно, чтобы получить желаемое.

Затем вы можете закрепить правильную посадку тем, что между посадкой и щелчком/поощрением будет проходить больше времени. Вместо того, чтобы щелкать в момент касания попой земли, вы увеличите время, отсчитывая одну секунду в течение пары тренировок, затем три, четыре секунды и так далее. (Я не использую часы. Я считаю "один банан, два банана" и т.
д.) Этот процесс не только улучшает качество выполнения упражнения, он дает основу будущей выдержке сидя. Собака учится, что поощрение появится; просто чуть попозже.

Ваша задача - понимать критерии каждого упражнения и планировать, как их отрабатывать в логической последовательности. Когда вы это сделаете, и выстроите мастерство собаки, она всегда будет уверена в том, что она знает, что вы хотите, и в своей способности это сделать. "Технология" дрессировки дает не только нужное поведение, но и отношение, которое вам нужно.
Случайное поощрение.
В каком-то смысле наше поведение "поощряется" каждый день жизнью. Вы улыбаетесь и машете другу, он улыбается и машет в ответ - ваше доброжелательное поведение поощрено. Вы голодны и идете к холодильнику, чтобы поесть, поскольку в прошлом вы не раз находили там еду. Поощрение - часть повседневной жизни. Дрессировщик использует поощрение сознательно. Мы много работаем над тем, чтобы с большой степенью вероятности собака выполняла определенные действия по команде. Проще говоря, поощрение повышает вероятность повторения поведения в будущем.
Два типа подкрепления.
Подкрепление усиливает поведение. Есть только два типа подкрепления: положительное и отрицательное. Оба призваны достичь одного и того же результата - увеличить вероятность того, что поведение, за которым немедленно следовало подкрепление, повторится. Моя философия заключается в том, что обучение поведению лучше всего происходит с помощью положительного подкрепления. Обычный синоним подкрепления - поощрение. Я не возражаю против сокращений, но надо четко понимать разницу. Вы можете получить поощрение за что-то, что вы сделали в прошлом, но без особых ожиданий того, что вы повторите это в будущем (как награда за поимку разыскиваемого преступника). Подкрепление же всегда усиливает то поведение, которое его вызвало.

Я не использую термины "положительный" и "отрицательный" как морально-этическую оценку "хороший" и "плохой". Эти термины имеют чисто математический смысл. Положительное подкрепление (+П) означает, что вы даете собаке что-то желаемое, чтобы подкрепить (поощрить) поведение, которое только что произошло (собака села и получила печенье). Отрицательное подкрепление (-П) означает, что вы убираете что-то желаемое собакой, чтобы подкрепить то поведение, которое только что произошло.

Вся дрессировка с помощью поводка основана на отрицательном подкреплении. Вы применяете неприятное (дергаете поводок), чтобы вызвать поведение, и затем убираете неприятное (ослабляете поводок), когда собака делает правильно (идет рядом, садится, ложится и т.
д.). Во всех этих случаях реакция собаки на команду происходит, чтобы избежать рывка поводка. -П учит собаку, как избежать неприятностей или наказания. Как говорит Карен Прайор, -П - это то, что заставляет собаку работать, чтобы избежать его. Вы можете научить собаку навыкам через отрицательное подкрепление, но вы всегда будете работать - и соревноваться - с неприятным воздействием и его избеганием. Вот почему "мотивационные" методы стали так популярны. Это попытка противодействовать неприятному характеру и последствиям обучения на отрицательном подкреплении. С +П мотивация как таковая становится неуместной; это неотъемлемое следствие самого метода.




Сообщение отредактировал Ария - Чт, 19.02.2009, 20:10
 
АрияДата: Чт, 19.02.2009, 20:05 | Сообщение # 9
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 236
Репутация: 5
Статус: не на сайте
Положительное подкрепление (обоюдная победа).
Положительное подкрепление - получение собакой того, что она хочет, в ответ на предложенное ей поведение. В "Не рычите на собаку" Карен Прайор определяет +П как "что-то, ради достижения которого собака будет работать". Скиннер писал, что "положительное подкрепление усиливает любое поведение, результатом которого является". Если собака села и я дал ей лакомство, поведение закрепляется. Вероятность того, что она снова сядет, возрастает, потому что это действие приносит приятный результат. Использование положительного подкрепления - это одноступенчатый процесс. Когда вы получите нужное вам поведение, поощрите его.

Оперантное научение учит собаку "работать, чтобы заслужить" награду сев, без малейшего негативного оттенка. Другими словами, дрессировщик не реагирует наказанием на то, что собака не села. Он просто положительно реагирует на посадку, когда она случается. Сначала это будет происходить случайно. Но поскольку посадка приносит поощрение, приятное собаке, она будет садиться снова. Со временем собака обобщает полученный урок. Она выучивает, что у нее есть власть влиять на происходящее: делай правильно, и с тобой будут происходить хорошие вещи. Потом собака начинает предъявлять поведение сама, чтобы вызвать приятные последствия, которых ожидает. Поведение становится оперантным; т.
е., по определению Скиннера, "поведение управляет средой, чтобы произвести последствия". Вот почему оперантное научение с положительным подкреплением, однажды выученное, легче использовать, чем традиционные методы, основанные на "коррекции" или отрицательном подкреплении. Дрессировка с положительным подкреплением гармонизирует желания собаки и дрессировщика. Это дрессировочная "сделка", о которой я писал выше: Хэндлер говорит, "Бафи, сделай то, что мне надо, и я дам тебе то, что хочешь". Бафи отвечает: "Договорились". Вы развиваете утвердительное взаимодействие между собакой и хэндлером. Собака учится получать то, что хочет, делая то, что хотите вы. Когда движение начато, любое новое упражнение, которое вы учите, будет проходить по тем же правилам, и с опытом вам будет все легче.

Положительное подкрепление учит животное не бояться нового. Как указывает Мюррей Сидмэн в его книге "Принуждение и его последствия", "И положительное, и отрицательное подкрепление эффективно учат, но они учат и другим вещам. В этом они отличаются. Положительное подкрепление дает нам свободу потворствовать своему любопытству в изучении новых вариантов. Отрицательное подкрепление прививает узкий поведенческий репертуар, оставляя нас боящимися нового, не решающимися исследовать".

Собака, которая не боится пробовать новые варианты, будет готова принять новое поведение, и будет лучше воспринимать "отрицательную информацию". Что я имею в виду под "отрицательной информацией"? Когда собака делает ошибку, вы можете захотеть сообщить ей, что она ошиблась, но так, чтобы она не начала бояться. Для этой цели часто используется слово "неправильно", тихо сказанное в обычном тоне. Это подсказывает собаке: "Это не то, попробуй еще раз". Правильно развитое и применяемое, оно может помочь собаке еще раз подумать, что именно надо сделать.

Например, в обучении выборке, если Сэм брал неправильную вещь, я мог тихо сказать ему "неправильно", пока он был еще в зоне выборки. Он бросал ее, снова искал и находил правильную. Никакого стресса, никакого шума. В обучении апортировке по направлениям, если я посылал его к вещи №3, а он шел к вещи №2, я мог сказать "неправильно", и он останавливался, задумывался и шел к нужной. Так что в буквальном смысле дрессировка становится диалогом дрессировщика и собаки. Отрицательная информация - это не отрицательное подкрепление. Она работает только потому, что впереди ждет положительное подкрепление. Собака понимает, что надо сделать правильно, она знает, что именно, так что она может понять подсказку, которая говорит, что она сбилась со следа, как информацию, переработать ее и вернуться на след. Это не работает, если собака боится ошибиться! Как писал Фрэнк Герберт в "Дюне", "Страх убивает разум". В отсутствие страха, разум собаки становится свободным, и она может работать, несмотря на ошибки. Это ведет к надежному выполнению.
«Неправильно».
Гэри Уилкс популяризировал использование слова "Неправильно" в ответ на нежелательное поведение. О цели этого слова были споры. Некоторые расценивали его как наказание (точнее, условное наказание). Я не согласен с этим. Я расцениваю его как подсказку для угасания. Поведение, которое не подкрепляется, угасает. Если я даю возможность собаке что-то сделать, и она сделает это неправильно, я могу заставить это поведение угаснуть, просто не подкрепляя его. Но этот процесс довольно длительный, особенно, если поведение уже вошло в привычку. Слово "Неправильно", на мой взгляд, просто сокращает процесс угасания. Оно говорит собаке то же самое, что и лишение ее поощрения в течение некоторого периода времени: "Я не хочу, чтобы ты это делала, так что прекрати так делать".

Хоть слово и полезно, надо быть очень аккуратным в его использовании, особенно на ранних стадиях обучения. Весь смысл оперантного научения в том, чтобы собака училась на своем опыте, как выбрать нужное поведение, основываясь на истории его подкрепления. Слишком раннее введение слова "неправильно" может на вид упростить процесс дрессировки, но на самом деле помешает ему. Важно, чтобы и собака, и дрессировщик хорошо ориентировались в правилах поощрения. Собака должна научиться определять, когда ее не поощряют, а дрессировщик должен запастись терпением, чтобы не поощрить собаку в случае нежелательного поведения - точнее, не реагировать на него вообще. Если вы часто используете слово "неправильно", скорее всего, вы просите от собаки слишком многого - т.
е. вы просите ее сделать то, что находится за пределами ее понимания. Если вы используете это слово до тоо, как собака поймет критерии и до того, как она поймет, что значит, когда вы не реагируете на предложенное поведение, это слово - не информация, а всего лишь костыль.

Отрицательное подкрепление (обоюдный проигрыш).
ОП, по Скиннеру, "усиливает любое поведение, которое помогает избежать или уменьшить его". Карен Прайор определяет ОП как "то, что заставляет собаку работать, чтобы избежать его". В обычной жизни это обычно процесс объективный. Вы перестаете пить воду, потому что это отрицательно подкрепляется - жажда исчезает после первых глотков. В дрессировке процесс субъективный. ОП в дрессировке имеет два аспекта: предъявление неприятного и его ликвидация. Другими словами, отрицательный раздражитель выполняет две взаимосвязанные функции: а) уменьшает вероятность повторения данного нежелательного действия в будущем; б) увеличивает (при его ликвидации) вероятность повторения желательного действия в будущем. Это определение отрицательного подкрепления не совсем соответствует научному. Думаю, с этим можно смириться. У теории бихевиоризма развит свой огромный словарь, в основном выработанный в лаборатории, и как все мы, я пленник этого словаря. Так что, как Шалтай-Болтай, я считаю, что "Когда я использую слово, оно значит то, что я в данный момент для него выбрал - ни больше, ни меньше". Но в отличие от этого вздорного яйца, я попробую объяснить, что я имею в виду.


 
АрияДата: Чт, 19.02.2009, 20:06 | Сообщение # 10
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 236
Репутация: 5
Статус: не на сайте

Давайте опять возьмем наш пример с командой "Сидеть". В традиционной дрессировке собака сидит рядом с дрессировщиком. Он говорит "Бафи, сидеть", и тянет поводок назад, в то же время нажимая собаке на круп (или, в некоторых школах, хлопая по крупу, или сгибая ей задние ноги). Когда собака садится, натяжение поводка ослабевает. Это классическое использование отрицательного подкрепления. Стоять после команды "Сидеть" - нежелательное поведение. Рывок назад - "коррекция" (предъявление неприятного), направленная на исключение неправильного поведения путем связывания его с неприятными последствиями. Ослабление поводка поощряет поведение "сидения" удалением неприятного воздействия в момент совершения требуемого действия. Этот метод учит собаку избегать неприятного воздействия поводком тем, что она не стоит, услышав команду "Сидеть".

Это метод дрессировки, используемый в традиционных школах. Умелый дрессировщик может очень эффективно работать поводком, не дергая постоянно собаку и не вызывая у нее кашель или рвотные позывы от рывков за шею. Но независимо от того, насколько нежна и элегантна работа поводком, она основана на отрицательном подкреплении: собака работает, чтобы избежать воздействия.
«Традиционная», или «основанная на командах», дрессировка основана на отрицательном подкреплении.
Основной мотив - неприятные последствия всегда где-то рядом на случай, если собака не выполнит то, что требует от нее дрессировщик. Очень популярна фраза "Собака должна знать, что у нее нет выбора, кроме как послушаться". Эта дрессировочная философия, неважно, задрапированная в "мотивационную" или "позитивную", покоится на том, что послушание - это принудительное подчинение.

Я использую термин "основанная на командах", чтобы описать этот метод дрессировки, потому что он рассказывает, как происходит процесс обучения и показывает различие между традиционной и оперантной дрессировкой. В традиционной дрессировке процесс начинается с того, что дрессировщик дает собаке команду, которую она не понимает (собаки по-английски не говорят, вы знаете?), а потом делает что-то - рывок поводком, щипок за ухо, наведение лакомством или удар током - что заставляет собаку послушаться. Концептуально тип коррекции, или степень гуманности, - нечто нематериальное. Наведение лакомством и удар током - просто противоположные крайности одного и того же: дать команду и заставить ее выполнить.

"Основанная на командах" дрессировка работает на отрицательном подкреплении. Сначала поступает слово, а затем вы заставляете собаку выполнить ее. Она начинается с непонимания и имеет тенденцию вырабатывать поведение, неустойчивое к затуханию. Оперантное научение основано на положительном подкреплении. Сначала происходит поведение. Вы берете действия собаки, которые она предъявляет сама, и отбираете из них то, что в итоге формирует целый навык. Вы не прилагаете к этому "слово", пока навык не сформирован практически полностью. Так собака учится, что определенное слово связано с определенным действием, которое всегда приносит желаемый результат.
Отличие отрицательного подкрепления от наказания
Аналитики-бихевиористы, возможно, выделят два элемента в моем описании отрицательного подкрепления, и назовут рывок поводка наказанием, а прекращение натяжения поводка отрицательным подкреплением. Я не собираюсь здесь спорить об академических тонкостях. Я использую термин "отрицательное подкрепление" как для предъявления неприятного стимула, так и для его удаления при выполнении нужного действия, чтобы подчеркнуть связь во времени и единство целей этих действий. Я также люблю отделять предъявление неприятного стимула, чтобы повлиять на текущее действие, от предъявления такового в момент, когда он уже не может повлиять на действие собаки, поскольку случается долгое время спустя. Этот последний тип я называю "наказание".

Различие важно, поскольку освещает два вопроса: 1) время и 2) необходимость представления альтернативного, желательного поведения. Продолжительность концентрации внимания собаки измеряется в секундах (у отдельных знакомых мне экземпляров пшеничников в наносекундах). Так что, чтобы отрицательное подкрепление работало, оно должно немедленно отвечать на нежелательное поведение. И чтобы быть честным, оно должно предоставлять собаке альтернативу - то, что собака может сделать - и она должна это знать - чтобы вы убрали неприятное воздействие.
Отрицательное подкрепление и наказание в реальном мире.
В Калифорнии дорожная полиция использует то, что называется "выговор", чтобы предупреждать превышающих скорость. К примеру, если вы едете со скоростью 72 мили в час там, где можно ехать не быстрее 65, то патруль поравняется с вами и полицейский внимательно на вас посмотрит. Если вы снизите скорость, он оставит вас в покое. Если вы не сбросите скорость, или того хуже, увеличите - он остановит вас и выпишет штраф.

«Выговор» - отрицательное подкрепление. Оно предоставляет неприятное воздействие (присутствие полицейского патруля) и возможность избежать неприятностей (снизив скорость). Удаление неприятного воздействия (полицейская машина удаляется, чтобы сделать еще чью-нибудь жизнь более интересной), когда вы замедляете ход, отрицательно подкрепляет ваши действия.

Выписывание протокола - это наказание. Если вы не сбросили скорость, или еще того хуже, увеличили ее, вас остановят; ваше нежелательное поведение уже в прошлом. Вы не можете избежать неприятных последствий. Штат применит некую степень ответной реакции на ваше нежелание следовать закону (или обычному здравому смыслу), оштрафовав вас или даже отобрав права. Повлияет ли наказание на ваше поведение в будущем? Люди платят штрафы и снова превышают скорость, и наши дороги полны водителей с временным разрешением вместо водительского удостоверения.

Тысячелетиями животные обучались техникой негативных последствий. Она работает. Тем не менее, отрицательное подкрепление - не для меня. Эти штрафы и другие меры могут удержать, а могут и не удержать в рамках правил. Может быть, все, чего они добьются - это вынудят купить антирадар.


 
АрияДата: Чт, 19.02.2009, 20:06 | Сообщение # 11
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 236
Репутация: 5
Статус: не на сайте
«Умная» собака.
В дрессировке собак поведение избегания слишком часто преобладает. Обычное дело - увидеть собак, "сдувшихся" при переходе из Новичков в Открытый класс. Происходит ли это потому, что они слишком тупые, чтобы выучить более сложные упражнения? Нет. Во многих случаях это просто потому, что не делать ничего - самый простой путь избежать неприятных последствий ошибки. Когда в обучение вводят наказание, субъект слишком быстро учится избегать или обходить его, а не делать правильно. Это как минимум частично объясняет то явление, которое называют "собака знает, что она на соревнованиях, и ведет себя плохо". Это собака, которая плохо или совсем не работает в ринге. Некоторые спортсмены говорят, что она "издевается" над хэндлером. Некоторые говорят, что "она знает, что может не послушаться на соревнованиях, и ей за это ничего не будет".

Это все чепуха. Такие объяснения обвиняют собаку или приписывают ей какие-то извращенные мотивы, вместо того, чтобы сфокусироваться на неэффективности обучения. Все, что делает собака - результат обучения! Измененное поведение в ринге подпадает под одну из двух категорий: "фальшивый позитив" или избегание.
«Фальшивый позитив».
Собака, которую учили с помощью отрицательного подкрепления, научена, что отсутствие неприятных последствий означает, что она делает правильно. В ринге и без поводка (т.
е. при полном отсутствии даже видимости возможности коррекции) никакие действия собаки не вызывают неприятностей. Значит, все, что делает собака в ринге - правильно. Я называю это "фальшивый позитив" - собака неправа, но в соответствии с методикой ее обучения получается, что права.
Избегание.
Неприятные воздействия порождают избегание. При встрече с ними целью становится избежать их. Вы делаете то, что должны, только потому, что иначе не удастся их "выключить". Словами Мюррея Сидмана, "отрицательное подкрепление вызывает побег. Когда мы сталкиваемся с неприятностями, мы любым способом стараемся избежать их. Когда мы сталкиваемся с ними опять, мы используем то, что сработало в прошлый раз". В ринге собака может "смыться" как дословно, убежав оттуда, так и образно (не выполнив команду). И, как замечает Сидман, "если мы контролируем других с помощью неприятных воздействий, мы тоже ассоциируемся с неприятностями". Вот почему часто "отказное" поведение в ринге сопровождается действиями или движениями, показывающими неприязнь или боязнь хэндлера.
Положительное подкрепление - не «мотивационная» дрессировка.
Один из подходов к решению проблем "отказа в ринге" лежит в "мотивационной" технике. Я не буду говорить здесь о "мотивации" как таковой. Тренеры этой школы не отказываются от негативного воздействия на собаку как от основы дрессировки. Они просто "перевешивают" неприятное воздействие игрушками, лакомством и энергичной похвалой. Это как прикрыть печенку взбитыми сливками. Мотивационная дрессировка часто служит для маскировки скрытой проблемы: дрессировка, основанная на негативе, в действительности демотивирует и собаку, и хэндлера. Лучшие спортсмены зачастую долго и упорно ищут собаку, которая могла бы выдержать обучение. И очень мало спортсменов на самом деле могут хорошо дрессировать этим методом.

В отличие от метода дрессировки отрицательным подкреплением обучению с положительным подкреплением свойственно мотивировать обоих. Помните слова Скиннера: "Частое поощрение также строит и поддерживает заинтересованность человека в том, что он делает". С собакой то же самое. Собака работает потому, что она выучила, что ее собственные действия могут принести хороший результат. У нее развивается заинтересованность в том, чтобы сделать правильно. Многие тренеры традиционной школы, которым понравилась эта идея, возвращаются с вопросом "что же делать, если она не хочет делать то, что нужно?". Вопрос мимо цели.

Во-первых, если вы построили у собаки понимание "дрессировочной сделки" правильно, нет причин, по которым она откажется работать. В конце концов, когда вы даете команду, вы даете возможность "заработать". Почему она не послушается? Это не тот случай, когда собака не работает, пока ее не заставишь.

Во-вторых, если собака не выполнила что-то - это ерунда. Никто не совершенен. Цель дрессировки - получить очень высокую степень вероятности. Но неважно, насколько высока эта степень, все - и люди, и собаки - периодически ошибаются. Задача в том, чтобы получить максимально лучший результат с максимально возможной частотой. Дрессировка с положительным подкреплением дает возможность добиться этого быстрее, более надежно и с более стабильными результатами, чем дрессировка с принуждением.
«Суеверное» поведение.
Отбор поведения начинается с "суеверного поведения". В "Науке и поведении человека" Скиннер утверждает, что "если между действием и предъявлением поощрения связь случайна, то поведение называется "суеверным". Стиви Уандер объяснил это проще: суеверие - когда "вы верите в то, чего не понимаете". В дрессировке это то поведение, которое собака повторяет, потому что по причинам, которые она (еще!) не понимает, оно приносит хорошие результаты. Например, где-то в пост-юрском периоде, пока дикие пуделя еще скитались по земле, я охотился и собирал плоды и резал что-то мясное на разделочной доске. Поскольку Сэм крутился у меня под ногами, отлетевший кусочек мяса упал на пол, и Сэм его подобрал. С тех пор, как только я достаю разделочную доску и начинаю рубить, Сэм тут как тут. Он не знает, почему он получил вкусное, но оно было, и если по случайности изредка будут падать еще куски (не то чтобы постоянно, но я бываю неуклюж), то это увеличит вероятность того, что при виде доски он будет сидеть и облизываться.

Возможно, я уже рассказал все, что вам надо знать об отборе поведения и его сохранении. Однако я все же допишу книгу, если позволите. В обычном процессе оперантного научения вы просто положительно реагируете на желательное поведение, предложенное животным. Например, вы учите щенка сидеть. В первое время вы просто поощряете его, когда он садится сам. Через два-три раза щенок начнет садиться при каждой удобной возможности. Я учу "сидеть" с каждой собакой именно так, подлавливая момент. Мы взяли нашего трехлетнего метиса Шкипера в то время, когда у меня вообще не было ни минутки на дрессировку. Но я начал с ним "ознакомление с кликером", и уже после одного занятия он умел сидеть. Когда он думает, что он в беде или просто не уверен в смысле происходящего, он садится.

У одного из моих клиентов собака отказывалась лечь. Неважно, как я двигал рукой, чтобы побудить ее лечь, она только наклоняла голову, оставляя ноги прямыми. Однажды я попробовал нажать на круп, она вывернулась и ушла. Так что я оставил ее в покое, и мы, люди, отправились поговорить о политике за чашкой кофе. Через несколько минут она легла в углу. Я щелкнул и бросил ей кусочек. Еще несколько повторений, и я смог ввести команду при укладке. Владелец занимался с ней всю следующую неделю, и она ложилась по команде. Начните с того, что дает вам собака. Поощряйте все, что отдаленно напоминает движение в нужном направлении. Поднятие планки просто означает, что собака должна приложить немного больше усилий именно в том направлении, которое нужно вам.


 
Ротвейлер - Любительский Форум » Дрессировка » Отработка команд » "Кликер-дрессировка для обидиенс" Морган Спектор
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz
поисковая система АПОРТ
Рейтинг лучших сайтов мира собак бультерьер порталфорум о собаках - бультерьер форумкаталог пород собакротвейлерпоздравительные открытки, открытки с днем рождения, открытки с новым годом, новогодние поздравлениявидео скейтбордслухи, сплетничерный юмор Рейтинг лучших сайтов мира собак Gratsiano dobermann kennel  Зооклуб - Всеукраинский кинологический портал - Собака сопровождения, Дрессировка собак Нью-Йорк Бруклин Лучшие сайты о животных Собаки, породы собак фото доска бесплатных объявлений: Ротвейлер - любительский форум Каталог Ресурсов Интернет